Конкуренция в строительстве тормозит из-за общей стагнации и дискриминации застройщиков

Из Доклада Федеральной антимонопольной службы о состоянии конкуренции в Рф за 2019 г.

Еще в 2019 г. в Прогнозе социально-экономического развития РФ на период до 2024 г. отмечалось, что мировой экономический рост, а именно, в первой половине 2019 г. продолжил замедляться.

При всем этом уже в 2020 г. глобальная экономика ввиду шокирующей опасности оказалась в состоянии рецессии. И 4 апреля 2020 г. Интернациональный денежный фонд зафиксировал остановку мировой экономики, что вышло в первый раз в истории. А последствия рецессии могут быть ужаснее, чем во время кризиса 2008–2009 гг.

По данным Центробанка РФ, всего месяц карантина для русской экономики может стоить порядка 1,5–2% ВВП в 2020 г., невостребованными на рынке труда возможно окажутся до 15,5 млн человек, а сокращение налогов, сборов и страховых взносов оценивается в 4,2 трлн руб.

Совместно с тем, невзирая на то, что эпидемия коронавируса изолировала ряд государств и приостановила большая часть процессов, она же сразу с этим дозволила компаниям в разных сферах экономики открыть себе «новейшую плоскость» способностей.

Так, в текущее время большенными темпами, к примеру, развивается электрическая торговля, сферы доставки, логистики. Практически бизнес при отсутствии какого-нибудь выбора развития событий адаптируется к новым условиям, реагируя на возникшие вызовы и формируя тем «дистанционную экономику» и делая очередной большой шаг к глобальной цифровизации. Эпидемия в разы ускорила «четвертую промышленную революцию».

В текущей ситуации разумеется, что мир поменялся и масштаб шока так велик, что экономика просит принятия всеохватывающих длительных мер. А реализация гос политики по развитию конкуренции – это не разовое мероприятие, а одно из главных направлений и причин экономического роста. При всем этом конкурентность и меры по ее развитию – это конкретно тот ресурс, который способен сделать экономику страны более развитой.

Раз в год в Рф выявляется существенное количество картелей и других ограничивающих конкурентнсть соглашений. В 2019 г. ФАС Рф возбуждено 944 дела о заключении ограничивающих конкурентнсть соглашений и нелегальных согласованных действиях, из их 424дела о картелях, что на 15% больше, чем в 2018 г. - 360 дел. При всем этом более 87% дел по картелям – сговоры на торгах – 320 дел.

При этом в Рф есть специфичная черта ограничивающих конкурентнсть соглашений – роль в их муниципальных органов, организаций и должностных лиц, совершение муниципальными служащими злодеяний с целью сокрытия и (либо) обеспечения заключения и выполнения антиконкурентных соглашений.

Так, в 2019 г. антимонопольными органами возбуждено 320 дел о заключении антиконкурентных соглашений с органами власти, что на 6,25% больше, чем в прошедшем году – 300 дел.

Ограничивающие конкурентнсть соглашения, включая картели, обширно всераспространены в сфере муниципальных закупок, закупок компаний с муниципальным ролью и закупок в сфере муниципального оборонного заказа, во всех секторах русской экономики, в том числе имеющих стратегическое значение. Более трети антиконкурентных соглашений связано с ограничением конкуренции в сфере ремонта и строительства, в том числе авто дорог федерального, регионального и местного значения, включая их сервис и благоустройство прилегающих территорий – 37%.

Сейчас деятельность картелей с целью поддержания цен на торгах в строительной сфере окутала более 1000 электрических аукционов, общая сумма исходных (наибольших) цен договоров по которым составила более 154 миллиардов руб. Исключительно в 2019 г. деятельность картелей и других антиконкурентных соглашений выявлена на местности 74 субъектов.

Тенденции и проблемы конкуренции в сфере строительства

В 2019 г. объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», составил 9132,1 миллиардов руб. либо 100,6% к уровню 2018 г. Из общего объема 93,6% введенных построек – жилого предназначения.

Всего за I кв. 2020 г. ввод жилища вырос на 0,51 млн кв. м к I кв. 2019 г. При всем этом за I кв. 2020 г. выстроено 15,4 млн кв. м жилища, что на 3,4% выше уровня 2019 г.

В апреле 2020 г. 22,3% застройщиков и подрядчиков указывали на остановку строительства, а 17,3% высказывали опаски по поводу его остановки в последнее время. 26,4% отпрошенных отметили существенное ухудшение положения, связанное с обеспечением строек трудовыми ресурсами.

По догадкам Агентства НКР, до 90 миллиардов руб. либо 10% от выручки 2019 г. могут утратить топ-20 застройщиков в самом мягеньком сценарии сокращения спроса, а в более жестком – выше 200 миллиардов руб. Спрос на первичном рынке жилища в сценарии умеренного экономического шока может снизиться на 5-10%, тогда как в кризисном сценарии падение превзойдет 25%.

При этом, по воззрению Агентства НКР, при реализации хоть какого из сценариев большие застройщики сумеют совладать с негативными последствиями без критичных утрат. У средних и малых компаний строительной отрасли возникнут значительные трудности c обеспечением операционной деятельности, а многие могут начать банкротиться.

Были утверждены отдельные исчерпающие списки процедур в строительстве, в итоге чего сократилось количество процедур в жилищном строительстве со 134 до 96, в строительстве объектов нежилого предназначения – со 130 до 99.

За 2016-2018 гг. в ФАС Рф и ее территориальные органы поступило 120 жалоб на акты и (либо) деяния (бездействие) органов власти и ресурсоснабжающих организаций при осуществлении процедур, включенных в исчерпающие списки.

Посреди главных заморочек в сфере административных процедур и барьеров в строительстве можно выделить несколько.

Так, даже в границах 1-го субъекта могут значительно отличаться список документов, нужных для воплощения процедуры принятия решения о подготовке и утверждении документации по планировке местности, основания для отказа в осуществлении процедуры, ее сроки.

Федеральное законодательство, обычно, не регулирует вопросы способности либо невозможности исправления технических ошибок в документах, выдаваемых по результатам воплощения градостроительных процедур.

Законодательством не отрегулирован порядок деяния органа госстройнадзора сначала строительства.

Есть случаи дублирования муниципальных функций, отсутствует связь меж внесением конфигураций в разные исчерпающие списки в отношении одних и тех же процедур.

Отсутствует однозначное регулирование последствий обжалования положительных заключений экспертизы результатов инженерных изысканий, проектной документации, выданных разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию, если строительство на основании таких документов уже осуществляется либо завершено.

Ценообразование как «темная дыра»

С 2016 г. в законодательстве отыскали свое отражение вопросы ценообразования и сметного нормирования.

Но и тут есть ряд главных заморочек.

Во-1-х, «скопление ошибки способа» с момента последней актуализации сметно-нормативной базы в 2000 г. для используемого в текущее время «базисно-индексного» способа. Это приводит к существенному искажению сметной цены строительства.

Во-2-х, фактически не актуализирована в течение 19 лет нормативная база в области ценообразования. Третье – практически ликвидированы либо закончили свое действие научные центры и нормативные станции. Также утрачен наработанный годами научный кадровый потенциал в сфере ценообразования.

Последующее – методология определения сметной цены только для стадии проектирования объекта и проверки достоверности определения сметной цены не обхватывает следующие стадии полного актуального цикла объекта серьезного строительства.

И, в конце концов, отсутствуют нормативные требования к порядку определения цены предпроектных работ и подготовке соответственной документации.

В текущее время наполняемость ФГИС ЦС сведениями о цены строй ресурсов, необходимыми для определения сметных цен, составляет около 12% номенклатуры классификатора строй ресурсов, что связано с отсутствием ответственности производителей за представление данных и их достоверность.

Не считая того, методологические подходы в области сбора инфы об уровне оплаты труда работников, о цены строй ресурсов и агрегированного расчета на их базе сметных цен без их конфигурации могут привести к искажениям сметной цены строительства. Так, уровень зарплаты колеблется до 300% для различных субъектов, а стоимостные характеристики на материалы до 50% отличаются от рыночных как в огромную, так и в наименьшую сторону.

Потому нужна разработка системы первоочередных мер в качестве среднесрочного плана совершенствования ценообразования, рассчитанного на 3 года, и поболее длительная стратегия до 2030 г.

Требуется сделать набор инструментов определения цены адекватных по удобству, быстроте и точности расчета сметной цены соответственного шага актуального цикла объекта серьезного строительства. Управлять ценой строительства на различных стадиях реализации проекта.

Принципиально вернуть и развить кадровый потенциал в области ценообразования, ввести систему дополнительного образования на базе актуализированных проф эталонов, системы оценки квалификации и доступа профессионалов.

Нужно расширить номенклатуру укрупненных индексов по видам объектов строительства в разрезе субъектов и отраслей, также перечесть индексы конфигурации сметной цены строительства на основании данных о фактической цены строй ресурсов. Также продолжить реализацию мероприятий по совершенствованию единой гос сметно-нормативной базы.

При всем этом мероприятия по совершенствованию ценообразования должны быть синхронизированы с оптимизацией стадийности проектирования и внедрением объектно-ориентированных подходов – технологий информационного моделирования. Внедрение последних должно быть на всех шагах актуального цикла объектов серьезного строительства.

Требуется создание цифровой платформы системы ценообразования в строительстве. Целенаправлено интегрировать ФГИС ЦС с информационными системами ФНС Рф и ФТС Рф и обеспечить информационное взаимодействие средством системы междуведомственного электрического взаимодействия.

На прединвестиционной стадии, стадии обоснования инвестиций следует предложить рынку удачный инструмент резвого подбора более экономически целесообразных проектных решений на базе укрупненного норматива цены строительства. При всем этом сами нормативы должны формироваться не только лишь расчетным методом на базе формирования адекватной расчетно-технологической модели, да и методом сбора статистических данных о цены объектов-аналогов и их частей.

Предложения по развитию конкуренции

По воззрению ФАС Рф, сначала нужно установление равного, недискриминационного доступа застройщиков к механизмам гос поддержки.

Строительная ветвь в силу специфичности не может быть на сто процентов переведена на дистанционный режим работы. Вкупе с тем в текущее время застройщики, сетевые организации, органы власти всех уровней, организации, задействованные в осуществлении процедур в строительстве, уже работают в разных информационных системах с разным функционалом и на различных операционных уровнях, а в почти всех случаях и на бумаге, что усложняет и потенциально удорожает процесс строительства.

Потому нужен переход к взаимодействию субъектов градостроительных отношений в единой информационной среде на базе единой гос цифровой платформы.

Внедрение системы управления актуальным циклом объекта серьезного строительства с внедрением BIM-технологии обеспечит переход на отменно и технологически новый уровень взаимодействия участников градостроительной деятельности.

Цифровизация рынка строй ресурсов на платформе, встроенной с ФГИС ЦС, будет также содействовать увеличению прозрачности рынка и сокращению теневой экономики. А достоверным источником инфы о цены строй ресурсов может быть сделанная на принципах государственно-частного партнерства (концессии), встроенная с ФГИС ЦС технологическая цифровая платформа, которая даст возможность производителям, поставщикам и покупателям совершать сделки купли-продажи строй ресурсов в электрической форме.

Стратегическая цель в сфере совершенствования регулирования процедур в строительстве – существенное сокращение сроков прохождения административных процедур за счет их перевода в электрическую форму и обеспечение «бесшовного» процесса их прохождения, также продолжение работы по их оптимизации и сокращению.

Секатор «Аллигатор»

Секатор «Аллигатор» — это садовый инструмент для срезания гроздей винограда, цветов и неких фруктов с плодовых деревьев. Модель отличается наличием специального зажима, который позволяет работать одной рукою, не прикасаясь к срезаемому плоду либо грозди. Таковой способ важен для сохранения на плодах воскового налета, содействующего более долговременному хранению урожая. Общая длина изделия — 21 см, вес — 200 г. Больший поперечник среза — 18 мм.